11 сентября- День памяти жертв фашизма. Это международная дата, которая отмечается ежегодно и посвящена десяткам миллионов жертв фашизма.
Алесь Адамович в своём произведении «Хатынская повесть» рассказал о действия карательных отрядов на территории Белоруссии.
Страшная участь Хатыни была предначертана задолго до гибели. По планам Гитлера три четверти белоруссов предусматривалось выселить с занимаемых территорий, а остальных превратить в рабов. Но белорусский народ поднялся на борьбу с фашистами. Партизанская война охватывает всю Белоруссию, она грозит превратиться в тыловой фронт немецкой армии. Немцы поняли, что этот небольшой и миролюбивый народ покорить не удастся, и взяли чудовищный курс на его ликвидацию. В Белоруссии уничтожено 9200 деревень, более чем в 600 из них убиты или сожжены почти все жители, спаслись единицы. За 3 года немецкой оккупации погиб каждый четвѐртый житель Белоруссии.
Символом безмерных испытаний белоруссов стала Хатынь, представляющая 186 белорусских деревень, уничтоженных в годы войны вместе с их жителями.
Алесь Адамович в своей повести привёл отрывки из воспоминаний выживших в той страшной бойне:
«Анна Никитична Синица (д. Борки, Кировского района, Могилевской области): – Зашли в хату и, не говоря ничего, выстрелили в маму. Перед этим мы слышали: «пак-пак-пак!» – стреляют у соседей. Мама тогда сказала: «Курей стреляют». Даже не подумали, а на улицу боялись выйти. Кто выйдет, они просили: «Матка, нахауз». В маму как выстрелили, она еще вбежала в нашу комнату: «Детки!» Я сразу ни печь взлетела, и девки за мной. Я у стенки была, потому и осталась. Один на кровать встал, чтобы выше, и стрелял из винтовки. Раз – зарядит, и снова – бах! Сестренка была с краю, и на мне еще лежали подруги, соседки наши, я слышала, как убили их. А кровь на меня льется. «Ой! Мамочка!» – а на меня кровь. Потом я слышала, как говорили, смеялись. Патефон был, так они завели, наши пластинки слушают. «Полюшко-поле…» Поиграли и пошли. Я сползла с печи, печь красная-красная, мама на полу, а в окне горит деревня, и мы горим, школа тоже…»
«Мария Федоровна Кот (д. Большие Прусы, Копыльского района, Минской области): – Окружили нашу вёску утром… Мы в глинобитке собрались, человек двадцать соседей. Слышим, уже идут… И как застреляли в двери, в окна, младшенькая моя: «Ой, мамочка!» Глянула я, а ей сюда попало, в переносье. Только захрапела. А другой уже шестнадцать было, моей старшей. Лежу в моих детях. Убили нас, а я все чую, как за печкой добивают соседей. И глаза открыла. Женщина целует ему левую руку, не дает кровать отодвинуть – там дети, а он бьет ее наганом по голове. Толкут кроватями тех детей, а они пищат, господи! А другой увидел, что я смотрю, подбежал и трах, трах, трах! Я как сейчас вижу синий наган, синий-синий, и огнем меня по лицу, по лицу. Оттянул меня за ноги от моих детей. А я все живая. Слышу, опять ходят. Думаю, гэта ж опять немцы. А гэта сын мой, Жора, в крови, ничего не видит, к порогу идет. «Сынок!» А он: «Я думал, мама, вас нет уже, хотел идти, пускай убьют меня…» – «Ложись, сынок, на место то самое, может, оно счастливое!» Не знаю, или услышали там или что, но один забегает: «Вставай!» Постоял. Потом под печь гранату бросил. А уже дым, уже палят глинобитку, облили чем-то. Потолок горит над головой. Не забили они нас, так еще горше – сгорим живьем. Вскочила я, кровать у окна стояла, раму выбила, зову Жору: «Помоги вынести их». Подняла старшенькую, так оно такое молодое, мя-яккое!.. Не могу, тяжелая, и руки мои омертвели, а не хочу, чтобы еще и сгорели они. Как-то втащила их на кровать, на окно, сами вывалились с Жорой, в яму от картошки затащили. А деревня вся горит, людей тащат, кого откуда, пищат, кричат, а немцы по огородам ходят, свистят, а тут свиньи чавкают над обгоревшими хозяевами своими… Ближе они, все ближе свистят, чавкают, уже жалею, что не убили нас там: найдут, будут мучить опять, а мы тоже будем кричать, пищать…»
Только сохранение памяти об этих событиях поможет предотвратить их повторение в будущем. Чтобы помнили, мы должны сохранить страшные страницы истории и передать их нашим потомкам, поэтому создаются произведения литературы, кино, музыки, посвящённые этим страшным событиям.












