В своей статье и стендовом докладе «Полемохоры как объекты изучения в исследовательской деятельности учащихся и студентов» Валерий Александрович Нотов совместно с учащимися и учителями МБОУ СОШ №3 пос. Редкино раскрыли историю возникновения и развития полемохор на территории Тверской области .
В настоящее время возрастает актуальность использования в исследованиях школьников и студентов тем, которые связаны с экологизацией образования и укреплением сотрудничества между вузами и школой. В этом отношении крайне интересны объекты и проблемы, которые способствуют патриотическому воспитанию, формированию гражданской позиции. Особое значение приобретает их изучение в рамках школьных проектов. Перспективным тематическим направлением в регионах Центральной и Северо-Западной России может стать изучение полемохоров – видов, занесенных в разные регионы России в период Великой Отечественной войны. Анализ опыта выполнения подобных исследований в школах представляет специальный интерес.
Приближается 80-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Эта юбилейная даты и происходящие в настоящее время военные действия позволяют особенно остро ощутить ответственность за сохранение мира и памяти о самом трагическом периоде нашей эпохи. Ущерб и разрушения, связанные с Великой Отечественной войной, оказались настолько колоссальны, что оценить их реальные масштабы практически невозможно. Огромные людские потери и утрата многих населенных пунктов были сопряжены с существенной трансформацией природных ландшафтов. Экологические последствия Второй мировой и Великой Отечественной войн ещё не проанализированы в должной степени. Эта тема редко рассматривается в проектных работах школьников и квалификационных работах по биологии.
Анализ растений-полемохоров в районе бывшего Ржевско-Вяземского плацдарма оказался весьма перспективным направлением с позиции гуманизации и экологизации образовательной деятельности. Оно существенно повысило значимость проектов, реализуемых в МБОУ СОШ № 3 поселка Редкино Конаковского района Тверской области. Изучение этой группы чужеродных видов не только имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, но и активно способствует патриотическому воспитанию, формированию гражданской позиции.
Исследования полемохоров позволили связать разные аспекты биологии, истории и краеведения. Участие в них школьников было значимо с точки зрения повышения интереса к истории, событиям Великой Отечественной войны, формированию и развитию нравственно-патриотических чувств. Ржевско-Вяземский плацдарм усиленно укреплялся немцами и сосредоточил значительные силы вермахта. Немцами активно использовались все имеющиеся железнодорожные и автодорожные магистрали, строились новые дополнительные пути. За каждый клочок плацдарма велись затяжные, ожесточённые и кровопролитные бои. Большая часть территории подверглась сильным разрушениям. Многие населенные пункты были полностью уничтожены и после войны не восстанавливались. Перспективными для поиска полемохоров оказались активно заселявшиеся немцами деревни около крупных транспортных путей, железнодорожные переезды в местах пересечения с основными почтовыми трактами довоенного периода, соединявшими Оленино, Ржев, Зубцов и Погорелое Городище, а также специально создаваемые немцами ветки железных дорог.
Реализация серии исследовательских проектов по изучению полемохоров в МБОУ СОШ № 3 поселка Редкино начата в 2019 году. В ней участвовали учащиеся 11 и 8 классов. На подготовительном этапе проведено изучение литературы и интернет-ресурсов по разным эпизодам и операциям Ржевской битвы. Тесные контакты со специалистами из Тверского университета способствовали тому, что школьники научились узнавать наиболее обычные в Тверской области виды полемохоров. В их числе Pimpinella major L., Ptarmica vulgaris Blakw. ex DC., Heracleum sphondylium L. Школьники смогли принять участие в работах по картированию местонахождений этих видов. Благодаря сотрудничеству с Тверским университетом оказалось возможным их подключение к изучению особенностей биологии и экологии полемохоров.
Полемохоры – это «горькая память земли», «печальное эхо прошлой войны», а также «безмолвное предупреждение» об ответственности за сохранение мира на Земле.
Полемохорные заносы стали объектами изучения в курсовых проектах и ВКР студентов Тверского государственного университета. В перспективе планируется продолжение этих исследований
Таким образом, комплексное изучение полемохоров в рамках образовательного процесса по биологии позволяет решать широкий спектр задач. Оно существенно повышает интерес к обучению, исследовательской работе, способствуют формированию экологического мировоззрения, патриотическому воспитанию. Опыт изучения полемохоров МБОУ СОШ № 3 поселка Редкино и в Тверском государственном университете и свидетельствует о целесообразности его более широкого использования в образовательной деятельности по биологии и экологии.
Стендовый доклад занял 1 место по итогам постерной сессии в «XI Всероссийская конференция с международным участием по экологической морфологии растений, посвященная памяти И. Г. и Т. И. Серебряковых» 24-26 октября 2024 г.
Поздравляем наших участиников конференции (учителя Нотов В.А. и Свеженцева Н.Б., а также ученики Деменковец Е.С. и Матвеев Е.В.) с 1-м местом за стендовый доклад.